Венера Урбинская (1538) – один из шедевров Тициана. Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику?
А знаете ли вы, что она является прототипом Махи обнаженной Гойи и скандальной Олимпии Эдуарда Мане?
Более того, это не единственная Венера Тициана. Теперь подробнее.
1. Венера Урбинская вовсе не богиня?
Венера Урбинская лежит на постели расслабленная. Красивая. Уверенная. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского. В качестве подарка молодой жене.
Многое говорит о земном происхождении героини. Она лежит в обстановке богатого дома. Две служанки подбирают наряд для своей госпожи.
Раз такая земная обстановка, то может изображена реальная женщина? Кто же позировал Тициану?
Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Неужели моделью была Лавиния?

Но вряд ли любящий отец стал бы просить дочь позировать обнаженной. Он слишком берег ее репутацию. 6 лет выбирал ей жениха. Пока не выдал за богатого дворянина.
Сходство мы можем найти и с матерью заказчика. С Элеонорой Гонзага. Тем более, что рядом с Венерой – точно такая же собачка.

Нет, вряд ли аристократка согласилась позировать обнаженной.
Есть ещё одна претендентка на роль Венеры.
Незадолго до создания Венеры Урбинской жизнь художника изменилась. Он долгое время жил затворником. Но вот каждый вечер к Тициану стала приезжать некая особа. Ее образ стал появляться на его картинах. В том числе мы видим ее на полотне из Эрмитажа.

Вряд ли для Венеры художнику позировала конкретная женщина. Скорее Тициан создал собирательный образ. И наделил этот образ чертами идеальной для него женщины.
Поэтому похожие черты проскальзывают у многих дам. И у дочери. И у заказчицы. И у возлюбленной.
2. У Венеры Урбинской была предшественница
За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Но не успел ее закончить. Он умер от чумы.
Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру.

Очевидно, что Тициан воспользовался образом, когда-то созданным. Что это? Плагиат?
Вряд ли. Тициан был слишком великим художником, чтобы заимствовать чужие сюжеты и образы. Его фантазии и смелости хватило бы на нескольких художников.
Может, это дань уважения к своему гениальному другу? Возможно. Причём Тициан не боялся затмить шедевр Джорджоне.
Они похожи лишь позами. В остальном они такие же разные, как день и ночь. Как зима и лето. Венера Тициана более реальная, земная. Венера Джорджоне – более невесомая, невинная.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
3. Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане
Венера Урбинская – истинное создание Эпохи Возрождения. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Никто ее за это не осудит.
После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество.
Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась. Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела. В Испании негласно правила инквизиция. Изображение наготы было под запретом.
Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным.
А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения. И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.

Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот.
Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
4. Венера Тициана – воплощение идеальной красоты Ренессанса
Красавицы Эпохи Возрождения – почти все обладательницы светлых волос. Хотя это итальянки. От природы темноволосые.
Однако они шли на хитрость. Смазывали волосы специальным раствором с лимоном. Несколько часов держали голову на открытом солнце. Волосы выгорали и приобретали светлый оттенок.

Светлые волосы и у Венеры Урбинской. До сих пор есть такой оттенок волос под названием “Тициановский”.
Венера Урбинская – идеал женской красоты Эпохи Возрождения. Нам он тоже близок. Так как мода на высокий лоб осталась позади. В 15 веке. Когда женщины выбривали себе волосы поверх лба, чтобы зрительно его увеличить. Если бы мода сохранилась, вряд ли бы Венера Урбинская нам понравилась.

Посмотрите на Агнессу Сорель, фаворитку короля. Она изображена в образе Богоматери на картине Жана Фуке. Она была женщиной красивой. Однако она нам таковой не кажется. Из-за бритой верхней части головы.
Маленькая упругая грудь, пышные бёдра тоже были признаками особой красоты. Коими Венера Урбинская обладает.
Большую грудь вы не увидите у Тициана. Да и у других художников 16-19 веков. Ни у Рубенса, ни у Энгра. Мода на большую грудь появится лишь в 20 веке.
5. Ещё одна Венера Тициана

Почти через 20 лет Тициан создаст другую Венеру. Венеру перед зеркалом. Пышнотелая блондинка. Пухленькие ангелочки. Роскошные ткани. Ничего вам это не напоминает? Конечно, это стиль барокко. Манера Рубенса и Джентилески.
Тициан умудрился за одну свою жизнь поработать в разных эпохах. Но это неудивительно. Он был слишком талантлив. Да ещё и прожил почти 100 лет.
С “Венерой перед зеркалом” Тициан никогда не расставался. Она служила образцом для копий его учениками. Эта Венера когда-то хранилась в Эрмитаже. В 1920-е годы была продана советским правительством. Увы…
О другом шедевре мастера читайте в статье «Вакх и Ариадна. Герои и и символы картины Тициана».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици, Флоренция.
Спасибо, Оксана! С удовольствием изучаю Ваши работы!
Татьяна, пожалуйста!!
Благодарю Вас, Оксана и за письма(и сам Дневник) с такой интересной и познавательной информацией, и за ваш стиль изложения материала, и за формат картин в Дневнике-их хочется рассматривать и рассматривать. Благодарю и желаю Вам Удачи и счастья!
Светлана, пожалуйста! Да, я уделяю большое внимание тому, чтобы подобрать самые качественные репродукции.
Оксана, благодарю Вас за еще одну интересную и полезную статью об еще одном шедевре мирового искусства – “Венере Урбинской” кисти Великого Мастера Ренессанса Тициана. Облик Венеры, несомненно, навеян Тициану знаменитой картиной его друга и учителя Джорджоне “Спящая Венера”. Между ними явно прослеживается явное иконографическое сходство. Но обнаженная красавица на полотне Тициана не выглядит так возвышенно и благородно как на полотне Джорджоне. Образ Венеры Тициана – более жизненный и непосредственный, что тем не менее не умаляет его поэтичности и чарующей обольстительности. Ведь недаром на протяжении многих веков “Венера Урбинская” считалась эталоном красоты и художественного вкуса, и много молодых живописцев копировали его.
Екатерина, спасибо за такое грамотное и интересное дополнение
Оксана! Для меня получать Ваши письма- всегда огромная радость! Спасибо Вам за счастливые моменты удивительных путешествий и встреч с прекрасным миром искусства!
Очень приятно такое «слышать». Спасибо!
Эталон женской красоты!
Оксана! добрый день. Опечаточка под картиной – Жан Фуке. Меленький диптих. Богоматерь с младенцем. 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен – Меленский.
В остальном – огромное спасибо за материалы – погружаешься в сказочный мир и готова блуждать здесь вечно!
Надя
Надежда, спасибо, исправила. И рада, что сайт Вам нравится!
Я не люблю эту картину.Самая прелестная и самая пустоголовая Венера во всей мировой живописи!
Елена, ну раз Вы любите Рембрандта, то не удивительно, что такие классические образы Вам будут не по душе). А как Вам более поздняя Венера Лежащая (1660-х годов) Тициана? Там уже Тициан лепит фигуру цветом, и именно такой стиль живописи будет использовать и Рембрандт. Откликается?
Большое спасибо!
Пожалуйста
Bolshoe spasibo za takie interesnie rasskazi.
Пожалуйста!
Ya bila v Florentsii vo mnogih muzeyah i videla nekotorie kartini, no stolko detalnoy informatsii , ya poluchila ot Vas. Bolshoe spasibo Oksana.
Пожалуйста!
Спасибо. Очень интересно.
Пожалуйста!
Спасибо Вам! Продолжайте, пожалуйста, хочется читать и изучать и смотреть!
Анна, конечно)
Большое спасибо вам, Оксана,
за ваш труд. Узнала много нового.
Зульфия, пожалуйста!
Спасибо! Очень интересно!
Пожалуйста!
дикие были тогда люди, чуть ли не петушили друг друга из за невинной картинки О_О
Нам остаётся только радоваться, что такого откровенного произвола уже почти нет. Но цензура, к сожалению, все ещё имеет место быть.
БЛАГОДАРЮ !!!