Вакх и Ариадна. Герои и символы на картине Тициана

Тициан Вакх и Ариадна

Насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, не так-то просто. Ведь для начала важно разобраться в ее героях и символах.

Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.

Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.

Тициан Вакх и Ариадна путеводитель
Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея

1. Ариадна.

Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.

Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.

Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.

Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и влюбилась.

Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.

После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.

Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.

Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.

2. Вакх

Он же Дионис. Он же Бахус.

Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.

Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.

Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.

Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.

За Вакхом следует его развеселая свита. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.

Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.

3. Пан

Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.

Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.

Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.

На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, лесная ватага любит этого питомца за его веселый нрав.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

4. Силен со змеей

Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.

Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.

Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Те их и задушили.

На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.

5. Силен волосатый

У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.

Над головой он трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.

 6 и 7. Вакханки

По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.

Несмотря на свою миловидность, эти девушки были кровожадны. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.

Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.

Эмиль бен смерть орфея
Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция

8. Пьяный Силен

Силен, пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.

Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.

Тициан изобразил его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.

Вот у Вазари пьяный, обрюзгший Силен сидит у ног Вакха, не в силах оторваться от кувшина с вином.

Вазари триумф Вакха
Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Радищевский музей, Саратов

9. Созвездие «Корона»

По просьбе Вакха Гефест, Бог-кузнец, сделал для Ариадны венец. Это был подарок на свадьбу. Именно этот венец и превратился в созвездие.

Тициан изобразил его и правда в виде венца. Настоящее же созвездие не просто так называется «Корона». С одной стороны оно не замыкается в кольцо.

Это созвездие можно наблюдать на всей территории России. Лучше всего его видно в июне.

10. Корабль Тесея

Еле заметный кораблик слева картины принадлежит тому самому Тесею. Он безвозвратно покидает бедную Ариадну.

Живописные премудрости картины Тициана

Вакх и Ариадна
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея

Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:

1. Динамика

Тициан показал фигуру Вакха в динамике, «заморозив» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Эпохи Возрождения. До этого герои чаще просто стояли или сидели.

Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Караваджо. Он был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.

Караваджо мальчик укушенный ящерицей
Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея

И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).

2. Цвет

Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.

Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

3. Композиция

Композицию Тициан выстроил тоже интересно.

Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.

Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.

А между этими треугольниками – Вакх, как скрепа, с развевающейся розовой накидкой.

Такая диагональная композиция, тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).

4. Реализм

Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.

Вакх и Ариадна. Герои и символы на картине Тициана
Тициан. Вакх и Ариадна (деталь)

Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.

Где же Тициан видел этих животных?

Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.

***

Эту необычную историю любви и предательства писали многие художники. Но именно Тициан рассказал ее по-особенному. Сделав ее яркой, динамичной и захватывающей. И нам пришлось лишь немного постараться, чтобы раскрыть все секреты шедевральности этой картины.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Архив статей

Онлайн-курсы

Приобрести картину

45 комментариев к “Вакх и Ариадна. Герои и символы на картине Тициана”

  1. Это было лет 60 назад. Читал книгу Фромантена о Рембранде, где Фромантен делал “колористический анализ” картин Рембранда и восхищался. Затем, в тойже книге (точно не помню, может что-то со “звёздосчкой”) , что
    после реставрации картины (кажется “ночной дозор”), анализ Фромантена “устарел”. Во как!

  2. Боюсь сказать, а не “смахивает на раскрашенную фотографию середины XX века.” икона Андрея Рублёва?

    1. Оксана Копенкина

      Икона была несколько столетий в окладе. Поэтому краски хорошо сохранились. Конечно, без оклада они были бы не такими, а скорее осыпались бы.

  3. Светлана

    Спасибо за разъяснения! Очень интересно вас читать и по-новому воспринимать …. Благодарю

  4. Я тоже впервые прочитала версию о том, что Тесей бросил Ариадну. А с парусами, как я помню, он забыл поменять паруса на белые, как договаривался с отцом, то есть черные – не грусть по Ариадне, а базовый сценарий (никто же не верил, что он вернется, ведь до сих пор все юноши пожирались).

  5. Очень интересно! Благодаря Вашему блогу, поднимаю самооценку, когда прохожу тесты по живописи на просторах интернета. Сердечно благодарю!

  6. Светлана

    Ваш блог, Оксана, просто ценнейшая находка для самообразования. Веду для себя конспект по Вашему “Дневнику живописи” и тем картинам, которые для себя открываю с Вашей помощью. Огромная благодарность за Ваш просветительский труд.

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, очень рада, что мои тексты Вам так нравятся! Спасибо за доверие!

  7. Elena Kozhevina

    Оксана, очень интересно! Даже хочется выучить наизусть, чтобы потом, встретив этот сюжет в картинах других мастеров, правильно понять их смысл.

    1. Оксана Копенкина

      Елена, как же это здорово, что мой текст хотите выучить наизусть! Мне очень приятно!

  8. Аноним

    Потрясающе интересная информация.Хочется узнавать больше и больше.Низкий поклон Вам, милая Оксана за Ваш труд и доступность к новым знаниям.

  9. Светлана

    Необыкновенно интересно,понятно и познавательно.Большое спасибо, дорогая Оксана!

  10. Александр

    Здравствуйте беспокоит Александр,большое спасибо за Вашу Работу,Вы большая молодец… читаю с большим увлечением.Прилагательное «большая» – это о Вашей работе,по- больше бы таких работ в инете и др.

  11. Очень интересный разбор, спасибо) Мне привлекательна версия, что Тесей любил Ариадну, но Дионис пришел к нему во сне и велел оставить девушку ему.. Тесей тогда в печали и поднял черные паруса( или забыл поднять белые), отчего отец его Эгей в отчаянии бросился в море

  12. Ильшат

    Оксана, спасибо очень интересно и доходчиво.
    Порой только после пояснений профессионалов начинаешь постигать подлинное величие художников. Бог ты мой, будут ли на нашем веку такие гении…???

    1. Оксана Копенкина

      Ильшат, ох как же приятно, что я помогла Вам в этом). Конечно, есть и в наше время гении. Только кто такой гений? Тот, кто сильно опережает своё время. А поэтому, как правило, своими современниками остаётся непонятым. Только время покажет, насколько он гений. Так что вряд ли мы с Вами узнаем, кто же гений среди современных художников.

  13. Елизавета

    Подробно разобрав всех персонажей, изображенных на картине, начинаешь смотреть на неё по-новому. Это очень интересно, узнавать о деталях, загадках, подробностях, заложенных мастером в этом произведении!
    Огромное спасибо за Ваш труд! Буду рада, если Вы продолжите описывать картины в таком формате ♡

    1. Оксана Копенкина

      Елизавета, спасибо за отзыв! Да, когда знаешь историю, которая изображена, то начинаешь уже наслаждаться картиной – ее колоритом, композицией. Это то же, что общаться с человеком из другой страны. Если не знаешь его язык, то напрягаешься и избегаешь общаться. А вот если язык знаешь, то такое удовольствие пообщаться, не напрягаясь. И сразу замечаешь и детали одежды, и особенности внешности собеседника;).

  14. Альбина

    Очень понравился Ваш новый формат описания картин. Сейчас и в самом деле часто нужно объяснение, что же на картине, персонажи и сюжеты не на слуху и не на виду. И действительно, когда сюжет и символика понятны, готов воспринимать красоту и особенность полотна. Спасибо Вам!

    1. Оксана Копенкина

      Альбина, спасибо! Полностью согласна. Понимание сюжета усиливает эстетическое удовольствие от картины.

  15. Светлана

    Спасибо большое, Оксана, с удовольствием читала статью. Интересные факты о мифологических героях. Ещё раз спасибо

    1. Оксана Копенкина

      Пожалуйста! Я очень рада, моим читателям нравится такой формат статей с параллельным описанием мифов. Так что в ближайшем будущем напишу ещё подобные статьи о популярных мифологических картинах. Спасибо за отзыв!

  16. Конечно же понравился. Это как раз то, что я и ищу в блогах об искусстве. Так что низкий Вам поклон.

Добавить комментарий