Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера

Ван Гог едоки картофеля

Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.

Так вот, картина “Едоки картофеля” (1885) была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.

Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.

Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

Главные герои картины

Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.

Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.

Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.

Ван Гог едоки картофеля литография
Ван Гог. Едоки картофеля. Литография. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikipedia.org

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.

Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.

Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.

Ван Гог корзина с картофелем
Винсент Ван Гог. Корзина с картошкой. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikiart.org

То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.

Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.

Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.

Ван Гог едоки картофеля фрагмент
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Фрагмент. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. Vangoghmuseum.nl

Люди, похожие на картошку

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.

Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме 

Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.

Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.

Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.

Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.

Ссылка на бесплатный курс

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

12 комментариев к “Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера”

  1. Очень слабенькое описание, как по мне) Полагаю, художник имел в виду нечто другое, а именно – пагубное воздейстсвие яда соланина, который содержится в картофеле и разрушает нейронные связи мозга. Вот мы и видим отрешенные лица, люди словно в забытьи; с остановившимися глазами жуют свой картофель — и из их памяти уходит что-то очень важное… Имхо))

    1. Оксана Копенкина

      Напишите лучше, пришлите ссылку на статью. С удовольствием почитаю, правда.

  2. А вы давали ссылку на мысли художника? Он об этом где-то писал? Это ваша чистая и достаточно примитивная фантазия (без обид). О картофеле, яде соланине и истории распространения этого “лакомства” написано предостаточно, это не секретная информация – Гугл вам в помощь.

    1. Оксана Копенкина

      Я даже не знаю, что Вам на это ответить… Отвечу так, примитивно)).

  3. Аноним

    Натюрморт с картофелем Винсент Ван Гог написал после картины “Едоки картофеля” Это было в сентябре 1885 года

    1. Оксана Копенкина

      Добрый день, пришлите, пожалуйста, ссылку на источник. Так как даже не зная год написания, натюрморт кажется более ранним. В первую очередь по технике исполнения. Да и просто это логично: интерес к жизни крестьян, их обычным продуктам. Как эскиз перед большой работой.

  4. Аноним

    Я уверена, Ван Гог любил людей. Он им искренне сопереживал. Но он не мог установить контакта с отдельными людьми ( чего стоят его несчастные, безответные влюбленности) В 27 лет он обратился к изобразительному искусству как к средству общения.

    Сюжет картины “Едоки картофеля” близок и понятен каждому, ведь все мы едали картофель, сидели за общим столом, наливали горячий кофе в чашки.

    “Едоки картофеля”. Перед тем, как написать эту, ставшую знаковой работу, он написал множество этюдов к картине, делал зарисовки, которые теперь хранятся в музее Ван Гога в Амстердаме.

    Он зарисовывал и писал с натуры не только лица, но и руки персонажей, которые не мало повествуют нам о человеке. Это рабочие, натруженные руки.

    Рисовал реалистично. Передавал внутреннее состояние. Лица людей, в старости делаются грубыми. Но, художник видит в этой грубости, не идеальности, то, что он ищет. Настоящее, правдивое, искреннее. У каждого персонажа разное настроение и выражение лица. Лицо девушки миловидно. Освещение сверху дает контрастные тени. От этого-мешки под глазами, резче выделяются морщины.

    Винсент не мог помочь людям, но через искусство мог выразить свое отношение к ним, свое сострадание.
    Он с любовью пишет, без насмешки. Крестьяне честно трудились. Потом зарабатывали пропитание. Они быстро старились из-за непосильного труда. Вечером вся семья собиралась за общим столом.
    Горячий пар от картошки создает световое облако вокруг головы девушки. Прием контражура, темное на светлом. Лицо мужчины слева выделяется светлым силуэтом на темном фоне.

    Композиция построена на тоновом и цветовом контрасте.
    Композиция многофигурная, но не сложная. Композиция выстроена в виде овала. Этот овал или эллипс объединяет фигуры. Взгляд движется по часовой стрелке от фигуры мужчины с левой стороны. Ритм эллипса повторяется в абажуре лампы, в форме подноса, на котором лежит печеный картофель.

    Ван Гог гений. Это бесспорно. Он самоучка. В этой картине “Едоки картофеля” создал образ типичной крестьянской семьи. Сама картина гениальна. Мелкие недочеты, которые выискивают критики никак не могут испортить впечатление от нее. Она не мрачная. Она полна любви, уважения к крестьянской жизни: семье, быту, труду. Она прорыв Ван Гога, как художника. Это первое, общепризнанное его гениальное творение.
    Он рисовал только то, что его волновало, что казалось ему значимым. В письме к Тео в апреле 1885 года он писал: “Изображение крестьянской жизни-это серьезная вещь, и я бы упрекал себя, если бы не пытался писать картины, вызывающие серьезные мысли”

    В этой картине Винсент уделяет много внимания деталям интерьера, предметам быта. Это исторически правдивая картина, благодаря которой, мы знаем, что голландские крестьяне ели вилками, пили кофе за ужином. У них были часы-ходики. Окна были застеклены ( а может быть это были вставки слюдяных пластин). Мы видим женскую и мужскую обыденную крестьянскую одежду. Интересны деревянные стулья, форма их спинок, они тоже играют немаловажную роль в картине. У Великого Мастера не может быть случайных деталей. Если внимательно изучить правый верхний угол картины, то мы заметим горшок с ложками и одной вилкой. А с левой стороны, в раме, рядом с часами висит скорее всего, икона (или портрет)
    Одним из главных героев в картине является свет. Он выхватывает из полумрака лачуги то, что посчитал важным художник. Свет, пар играют не меньшую роль, чем другие составляющие. Свет добавляет тепла в лица. Пар дает ощущение сиюминутности происходящего момента.
    Уникальная манера письма Винсента, его почерк, впервые явно проявляется в этой работе. Светотеневая моделировка фигур сделана уверенной рукой.
    Сами голландцы очень гордятся этой картиной. Она-достояние их народа. В 2013 году, в апреле месяце они собрали все детали картины воедино ( часы, кофейники, подобрали похожую натуру) и попытались сделать похожее на картину фото. Лица людей 21 века, оказались похожи на тех, кто жил в 19. Прошло не так уж много времени с тех пор.
    Как когда-то писал Роден, боль уходит, а искусство остается. Ван Гог оставил нам свое наследие в виде картин и писем. Мы можем постичь душу художника вглядываясь в его картины неравнодушным, пытливым взглядом. Это общение через века, через расстояния. Его искусство очень глубоко и человечно.

    1. Оксана Копенкина

      Спасибо огромное за такое эмоциональное и интересное дополнение.

  5. Нюргун

    Нн думаю что любовь к жизни крестьян двигало им. Одиночество и неизбежность небытия этой неказистой жизни. И главное в картине нет ребенка, а значит нет будущего, нет света, нет радости. Радость одна, поедание раз в сутки картофана. Обреченное и жалкое влачение беспоосветной жизни, вот что отразил он

    1. Оксана Копенкина

      Значит у меня очень умные и знающие читатели. Что вообще-то тоже неплохо:)

Добавить комментарий