Венера с зеркалом. Кого на самом деле изобразил Веласкес

Диего Веласкес Венера перед зеркалом

«Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса в стиле Ню.

В Испании несколько сотен лет инквизиция строго блюла нравы испанцев. Изображение нагого тела строго каралось. На костёр может и не отправляли, но могли подвергнуть пыткам или конфисковать имущество.

В других европейских странах церковь позволяла изображать ню, если речь шла о женщине неземной. Богине, например.

Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным. И пряталась от посторонних глаз сотни лет. У частных коллекционеров.

Несмотря на смелый эксперимент, богиня художника выглядит вполне благопристойно. Со спины. А создал ее художник за пределами своей ханжеской страны. В Италии.

В Риме он был в 1647-1651 гг. по поручению короля в качестве дипломата. А также обязался закупить картин итальянских мастеров. Конечно, для его величества.

Вполне может быть, что сюжет для своей «Венеры» Веласкес подсмотрел у Тициана.

У итальянского мастера тоже есть картина «Венера перед зеркалом».

Тициан Венера перед зеркалом
Тициан. Венера перед зеркалом. Около 1555 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

А теперь сравним обе Венеры, итальянскую и испанскую. Ведь это поможет ответить на животрепещущий вопрос.

Кто позировал Веласкесу? Это женщина выдуманная или реальная?

Сравнивая двух «Венер»

Веласкес был большим поклонником итальянской живописи. Будучи в Италии, он жадно впитывал секреты их работы.

Но его «Венера» вышла все же особенной, аутентичной.

У Веласкеса мы видим приглушённые холодные оттенки. Покрывало серо-голубого цвета. Занавес приглушённых бордовых и розовых оттенков. Создаётся впечатление выцветшей ткани. К тому же слегка помятой.

Сразу бросаются в глаза более тёплые и насыщенные оттенки у Тициана. Он смело работает с яркими контрастами: темно-бордовый цвет накидки рядом с синим платком насыщенного оттенка. Золотистая полосатая простыня или обивка. Занавес глубокого темного-зеленого цвета.

Холодный, как бы «приземлённый» колорит Веласкеса в противовес колориту яркому и бархатному.

Веласкес Венера перед зеркалом фрагмент
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом (фрагмент). 1647-1651. Национальная лондонская галерея.

А теперь обратите внимание на обстановку.

Картина Тициана более богата на детали. Очень тонко выписана вышивка на накидке героини. Его Венера усыпана украшениями.

У Венеры Веласкеса нет украшений, а интерьер максимально аскетичен.

Тициан Венера перед зеркалом деталь
Тициан. Венера перед зеркалом (деталь). 1655 г. Национальная галерея Вашингтона

Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины.

Сам художник сделал все, чтобы мы так подумали.

Подумали о том, что перед нами земная женщина в непритязательной обстановке. Ну разве что купидон с зеркалом добавлен для отвода глаз. Все-таки земных женщин в те времена изображать никто не осмеливался. Все «шифровались» под богинь.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

И лишь 150 лет спустя на это решится соотечественник Веласкеса, Франсиско Гойя. Его Маха обнаженная – женщина гордая и реальная. Живущая в бедном районе Мадрида. И никаких ангелов вокруг. И повёрнута она к нам уже лицом.

Маха Обнаженная Франсиско Гойя
Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Раскрывая тайну богини Веласкеса

Возвращаемся к Венере Веласкеса. Ее лицо тоже не особо божественно. Ее отражение размыто и затемнено. Так как это женщина могла быть реальной, то Веласкес не посчитал нужным раскрывать ее личность.

Да, видно, что она симпатична. Но глаза маленькие. Само лицо немного припухшее. Словом, это не совсем то лицо, которое мы ожидаем увидеть.

Тело изящно, головка с каштановыми волосами красива. Но лишь переводим взгляд на отражение в зеркале, как чувствуем легкое разочарование. Потому что там… не богиня.Венера перед зеркалом деталь

Так кто же эта женщина?

Считается, что это итальянская возлюбленная Веласкеса.

Он был женат, но при его поездке в Италию его супруга и дочь остались в Испании.

Предположительно по распоряжению самого короля.

Он оставил их в качестве «заложников», чтобы придворный художник не вздумал остаться в стране Ренессанса.

А как я уже упоминала, эта итальянская командировка длилась 4 года!

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

Даже самый закоренелый семьянин не выдержит такого испытания. Женщина бы появилась неизбежно.

Увлечённый художник не удержался, чтобы не запечатлеть свою «богиню». И увезти воспоминания с собой в Испанию.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Архив статей

Онлайн-курсы

Приобрести картину

14 комментариев к “Венера с зеркалом. Кого на самом деле изобразил Веласкес”

  1. Тициан. Венера перед зеркалом. Около 1555 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
    Диего Веласкес. Венера перед зеркалом (фрагмент). 1647-1651. Национальная лондонская галерея.
    Тициан. Венера перед зеркалом (деталь). 1655 г. Национальная галерея Вашингтона
    Это ваши подписи под картинами. Исправьте пожалуйста даты написания картин. Видимо ошибка.

  2. Анастасия

    Просто хочу сказать, что вы прекрасно пишите, очень интересно. Я человек совсем далекий от живописи , решила сегодня немного об этом почитать и залипла на вашем сайте. Все понятно, интересно, особенно статья про Джотто!)

    1. Оксана Копенкина

      Анастасия, очень рада! И здорово, что изучили в том числе Джотто! Он этого всегда достоин.

  3. Александра Захарян

    Здравствуйте! Да уж, времена… Что подтолкнуло Веласкеса на такой смелый поступок? Хотя Италия, не Испания с инквизицией… Может, это его муза, может, нет – но всё равно прекрасно!
    На мой взгляд, очень похожее лицо есть на картине Веласкеса «Коронация Марии», музей Прадо. Она написана немного ранее «Венеры» – в 1645. Может, это одна и та же женщина, которая существовала?

    Похожа, не правда ли?

    https://gallerix.ru/pic/_UNK/1469044085/971120111.jpeg

  4. Оксана, вам надо еще многому научиться. Поработайте, над стилем изложения материала, он оставляет желать лучшего, в тексте много грубых, штампованных фраз.

    1. Оксана Копенкина

      Maya, это намеренно выбранный стиль изложения. Это блог, а не энциклопедия или философский трактат. Если Вам нужно второе или третье, то Вам не сюда.

  5. Аноним

    Пожалуйста) и в статье про Тинторетто – его фамилия Робусти, а не Робутси

  6. Аноним

    Как мог Веласкес написать картину раньше Тициана???? Тициан к моменту рождения Веласкеса был уже мертв….

    1. Оксана Копенкина

      Спасибо, что заметили эту оплошность в статье! Конечно, я имела в виду Рубенса, а не Тициана. Именно Рубенс и Веласкес были современниками. Однажды они встретились, и Рубенс, будучи старше и опытнее, подсказал ему несколько технических приемов.

Добавить комментарий