«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Боттичелли Весна

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.

Боттичелли Весна герои и символы

Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

3. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Мельци флора

Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

4. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

Ссылка на бесплатный курс

5. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

6. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

Боттичелли Весна грации

Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

Ссылка на онлайн-тесты

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.

Боттичелли Меркурий

Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.

Боттичелли апельсиновое дерево

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

Боттичелли деталь Весна

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй!

Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной».

Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Рождение Венеры. Тайна божественной красоты».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Добавить комментарий

  1. Великолепно написано – с истинной любовью к Боттичелли!

    Большое спасибо автору ОКСАНЕ КОПЕНКИНОЙ!

  2. Спасибо за описание. Столько открытий, и так красиво – и картина, и текст.

    • Не за что! Всегда очень приятно, когда читатели делают для себя открытия.

  3. Видела “Весну” в Уффици”. Спасибо Вам, Оксана, за великолепное описание! Теперь “Весна” для меня еще прекраснее!

    • Пожалуйста! Теперь есть повод посмотреть «Весну» вживую ещё раз

  4. Оксана, большое спасибо за ваш блог. Я очень много провожу в нём времени, читая статьи, перечитывая некоторые повторно. У меня к вам огромная просьба: предусмотрите возможность более быстрого перемещения по сайту. Как мне найти вашу самую первую статью? Приходится нажимать на “предыдущие записи” снова и снова! Это крайне неудобно! А главное, после обновлении страницы, придётся нажимать на “предыдущие записи” снова((( Хотелось бы более простое перемещение по этому чудному ресурсу

    • Alexey, очень тронута таким интересом к моим статьям. И огромное спасибо за обратную связь! Я просто даже не думала, что кто-то захочет настолько тщательно изучить мой сайт, это очень приятно. Конечно, я подумаю, как улучшить навигацию. Ещё раз спасибо!

      PS. Самую первую статью я написала про «Бар в Фоли-Бержер» Мане ещё в 2015 году: https://arts-dnevnik.ru/eduard-mane-bar-v-foli-berger/

      А потом серию статей про Босха, начиная вот с этой https://arts-dnevnik.ru/bosh-sad-zemnyh-naslazhdeniy/

    • Алексей, изменила навигацию на сайте (смотрите меню). Также создала страницу Архив, в которой есть все ссылки на мои статьи https://arts-dnevnik.ru/arhiv-sait-dnevnik-zhivopisi/
      Приятного чтения!

      • Оксана Копенкина, Благодаря!
        Благодарю за твоё вдохновение!

        Привет от България!

  5. Посмотрела сериал “Великолепные Медичи”… Заканчивается написанием Боттичелли картины “Весна”. Прочитала про картину. Здорово! Пазлы совпали!!! Благодарю!

    • Татьяна, очень-очень рада, что нашли ответы на свои вопросы)

  6. Прочитала и я про Весну! Спасибо огробное за такое подробное изложение! Очень хочу дальше просвещать с вашего блога.Спасибо, Оксана!

  7. Да, честно сказать более 10-лет читаю лекцию по История средних веков но недавно интересовалась этого картину и замечательную комментарии. Спасибо Вам, уважаемая. Оксана…

  8. Здравствуйте! Всё так интересно! Но почему же столько чёрных цветов у Флоры? И у Хлориды тоже. Приходят разные грустные мысли. Спасибо.

  9. Спасибо за Ваш блог! Случайно обнаружила, чему очень рада!
    Рассматривала эту картину и задумалась: просветы между деревьями над Венерой по форме напоминают крылья? По всему полотну просветы примерно одинаковые. А над Венерой – нет. Еще этот просвет чем-то похож на попытку показать перспективу, или мне кажется? Как раз в 15 веке, если не ошибаюсь, тот же Медичи изучал перспективу, отсюда у меня и возникли догадки )

    • Да, верно, очень похоже на крылья. Перспективой и в самом деле начали активно интересоваться художники 15 века, начиная с Мазаччо в начале этого столетия.