“Видение отроку Варфоломею” – самая известная картина Михаила Нестерова (1862-1942). Он сам считал её своей важнейшей работой. И писал, что жизнь будет прожита не зря, если через пятьдесят лет картина будет что-то говорить людям.
Так и получилось. Думая о Нестерове, мы в первую очередь вспоминаем его “Видение”.
В чём же секрет этой картины? Разберёмся сначала, как возникла идея создания такой необычной для своего времени работы.
Идея картины
Нестеров учился у Василия Перова. Поэтому первые его работы – это живописные рассказы о маленьком человеке с его мелкими (по сравнению с работами классицистов) трудностями. С долей сатиры в духе раннего Перова.
Вот работа Нестерова начала 1880-х.
Михаил Нестеров. Домашний арест. 1883. Третьяковская галерея. Фото из книги С.В. Игнатенко “Нестеров”. Изд. “Diton”, 2012.
У главного героя жена и тёща отняли сюртук и сапоги. Приказали сидеть и вязать, чтобы не пропил оставшиеся деньги.
И вот уже в конце 1880-х годов Нестеров создаёт работу совершенно иного рода – “Видение отроку Варфоломею”.
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
Почему произошла такая трансформация?
Важно учесть контекст того времени. В 1881 году погиб Александр II в результате покушения народовольцев. Цензура усиливалась с каждым годом. В том числе из-за этого живописная критика становилась неуместной. Зато чаще художники стали обращаться к религиозным образам.
Кто-то вплетал отсылки к религиозным образам в бытовой жанр. Так, у Ярошенко его заключённые очень похожи на святое семейство.
Кто-то и вовсе посвятил несколько лет росписи храмов, как Виктор Васнецов.
Виктор Васнецов. Богородица с младенцем Христом. Роспись во Владимирском соборе в Киеве. 1885-1893. Источник: pulse.mail.ru.
Под воздействием этих трендов меняет свой стиль и Михаил Нестеров. Воспитанный в религиозной семье, он с особым рвением берётся за образы Сергия Радонежского. Он очень почитал этого святого. В нём он, как и многие, видел олицетворение русской души.
Итак, Нестеров ещё в начале 1880-х задумал написать серию картин о Сергии Радонежском. “Видение отроку Варфоломею” – как раз первая картина в этом цикле.
Давайте сначала разберём сюжет картины.
Сюжет картины Нестерова
Логично, что художник начал свой цикл с детства Сергия Радонежского. А в миру его звали Варфоломеем. То есть главный герой – это мальчик 10-12 лет.
Из жития Сергия Радонежского мы знаем, что однажды мальчика Варфоломея отец послал найти пропавших жеребцов.
По пути мальчик увидел у векового дуба фигуру старца. Это был ангел. Он спросил мальчика, о чём тот мечтает.
Варфоломей ответил, что очень хочет обучиться грамоте. Ведь в отличие от братьев и сестёр грамота даётся ему с трудом: так, что другие посмеиваются над ним.
Старец протянул ему маленький ларчик с просфорой – богослужебным хлебом. И пообещал: Варфоломей получит то, что желает, когда съест кусочек.
Так и случилось. Произошло чудо, и юный Варфоломей обогнал по грамотности всех своих сверстников. И более того, повзрослев, стал основоположником русской культуры, её духовным стержнем.
Итак, на картине Нестеров изобразил знаковую встречу будущего праведника и основателя Троице-Сергиевой Лавры с ангелом.
Особенности образов картины
Обратите внимание, что мы не видим лица старца. Причём есть эскиз, на котором он стоит к нам лицом.
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Эскиз. 1889. Третьяковская галерея. Ananasposter.ru.
Но затем Нестеров отказался от такой композиции, поставив старца боком и прикрыв его лицо капюшоном. Его видит только мальчик. Очень интересное решение! Ведь видение было предназначено только ему. И другой человек, то есть зритель, не может его увидеть.
Тем самым Нестеров отделяет полученное изображение от бытового жанра. Ведь в последнем лица героев чаще видны. А тут – таинственность.
При этом Нестеров очень долго искал модель для образа Варфоломея. Но каждый раз лицо получалось слишком обыкновенным.
Михаил Нестеров. Эскиз к картине “Видение отроку Варфоломею”. 1889. Киевская картинная галерея. Artchive.ru.
Пока однажды художник не встретил девочку, больную чахоткой. Заострённые болезнью черты лица, когда глазки становятся большими, а нос острым, показался Нестерову особенно подходящим для Варфоломея. Вот эта девочка.
В результате Варфоломей вышел тонким, хрупким. Художник как будто искал именно такой контраст с тем, кем станет мальчик в зрелом возрасте. Какая сила духа и любовь к русскому народу в нём проявится.
Было также важно подобрать правильное выражение лица мальчика при встрече с чудом. И вот тут Нестерову помогла Жанна д’Арк. Вернее её образ, созданный Бастьен-Лепажем.
Нестеров видел картину французского художника на выставке в Париже в 1889 году. И был сильно впечатлён тем, как девушка отреагировала на голоса святых. У неё распахнуты глаза, а мышцы лица немного напряжены, что говорит о принятии того, что ей предстоит. Ведь голоса святых предсказали ей главную роль в освобождении французских земель от английских захватчиков.
Бастьен-Лепаж. Жанна д’Арк. 1879. Музей Метрополитен. Wikimedia Commons.
Нестеров позаимствовал широко распахнутые глаза, а также то, как Варфоломей внимательно смотрит на старца.
Бастьен-Лепаж повлиял и на стиль картины.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Стиль картины Нестерова
На картине изображено чудо, волшебство. Но Нестеров не стал использовать романтизм с выдуманным пейзажем, как это делал Васнецов.
У Васнецова сказочный персонаж. И вторит ему такой же воображаемый пейзаж с кружащим вороном, костями погибших воинов и свинцовыми облаками.
У Нестерова же мы видим, по сути, очень реалистичный пейзаж. Фигуры героев тоже реалистичны. Так же, как и у Бастьен-Лепажа. Жанна стоит в своём саду у дома. Прислушивается к голосам. И лишь изображения святых проявляются на стене. Их и незаметно с первого взгляда. В общем-то, не каждый чудо может разглядеть. Так же, как и не каждый узнает ангела в фигуре старца.
То есть оба художника вплетают чудо в повседневную реальность.
Но всё же давайте ещё раз взглянем на пейзаж. С ним не всё так просто.
Пейзаж на картине
Пейзаж мы видим реалистичный. Такую холмистую даль с маленькой речкой Ворью, зелёными огородами и тонкими деревцами художник подсмотрел в окрестностях Абрамцева. Там он гостил у Саввы Мамонтова, известного мецената.
Художник выбрал именно этот пейзаж, так как он очень русский и в чём-то отражающий его героев. Тонкие деревца вторят худенькой фигурке мальчика. А ларчик в руках старца перекликается с церковью на дальнем плане. При этом пейзаж спокойный, обладающий тихой красотой, осенний. В духе Левитана.
Дело в том, что зарисовки пейзажей Нестеров делал в окрестностях Абрамцева в 1889 году. Левитан в то время ещё не написал своих лиричных “Вечернего звона” и “Тихой обители”.
Возможно, на Левитана в том числе повлиял и Нестеров. И правильно говорить о лирическом пейзаже как о “нестеровском” по праву первенства.
Ещё обратите внимание, что передний и задний фоны не сильно взаимодействуют. Фигуры отделены от дальнего плана косой линий холма. Нестеров пишет гладко и не стремится к иллюзии вибрации воздуха.
В результате у нас проявляется что-то похожее на иконописный канон. Фигуры отдельно, а фон отдельно, а также чёткая “оконтуренность” фигур.
Это является в том числе следствием того, как работал Нестеров. Давайте теперь разберём его метод письма.
Техники и приёмы картины
Удивительно, как работал Нестеров. Мы это хорошо видим вот на этом незавершённом варианте картины.
Михаил Нестеров. Неоконченный вариант картины “Видение отроку Варфоломею”. 1889. Башкирский художественный музей, Уфа. Фото из личного архива автора.
Дело в том, что художник работал над первым вариантом картины с высокой температурой. Его одолевал грипп или другой сильный вирус. И однажды, стоя на скамеечке с кистью в руках перед картиной, художник потерял сознание. Он повалился на картину и повредил холст. Да так, что починить его уже не было возможности.
Нестеров оставил работу незавершённой и начал писать на новом холсте.
Но благодаря этой незавершённой картине мы видим, как он работал.
Без подмалёвка! Как иконописец, сверху вниз, от одного участка к другому. Как будто кто-то сверху заливает холст разноцветными красками.
Михаил Нестеров. Фрагмент неоконченного варианта картины “Видение отроку Варфоломею”.
Как правило, художники сначала наносят подмалёвок. Тот же Левитан наносил первый слой краски. Тем самым определял композицию и основное цветовое решение.
Затем прорабатываются фигуры (или важные детали пейзажа) на переднем плане. И уже в конце завершается задний фон.
У Нестерова мы видим совсем другой тип работы. Ничего удивительного, что ему прекрасно давались росписи храмов. Однажды его пригласил историк искусств и архитектор Адриан Прахов в помощь к Васнецову расписывать Владимирский собор в Киеве.
Михаил Нестеров. Богоматерь с младенцем. Роспись во Владимирском храме в Киеве. 1890-е. Фото из книги С.В. Игнатенко “Нестеров”. Изд. “Diton”, 2012.
Заключение
Действительно, “Видение отроку Варфоломею” – самая известная картина художника. Она так и осталась самой значимой из всего цикла картин о Сергии Радонежском. Вот триптих, который также был посвящен этому святому.
Михаил Нестеров. Труды Сергия Радонежского. Триптих. 1896-1897. Третьяковская галерея. Фото из книги С.В. Игнатенко “Нестеров”. Изд. “Diton”, 2012.
Нестерову не удалось повторить успех “Видения” в последующих картинах цикла. Он это и сам понимал. Мы с Вами уже поняли, как много он вложил именно в “Видение”, как он тщательно продумывал образы и пейзаж.
Картину также отличает особый ингредиент – встреча с чудом! Это выразилось в столкновении таинственного, волшебного с обыкновенным миром. В других работах мы видим лишь обычный мир, бытописание. И праведника выдаёт лишь нимб святого. Нет уже в этих картинах той волнующей встречи реального и чудесного.
Задание для тех, кто дочитал статью:)
Какая из этих картин Нестерова была создана до “Видения отроку Варфоломею”, а какая – после?
Ответ на задание
Слева мы видим композицию, похожую на ту, что художник использовал в “Видении отроку Варфоломею”. На фоне пейзажа встречаются несколько персонажей. Поэтому мы можем сделать вывод, что эта картина была создана позже “Видения”.
Действительно, “Встреча с путником” была написана в 1921 году. Художник работал в то время над образом русского Христа. Именно его встречает путница и догадывается, кто перед ней.
Мальчик встретил путника раньше, но по малости лет не понял, кто его сопровождает. Он ещё ребёнок и живёт с открытым сердцем, не ведая, что Бог оберегает его.
Женщина же более зрелого возраста – она уже осознанно встречает Бога на своём пути (впускает в своё сердце).
А вот на картине справа мы видим, как девушка пришла к колдуну за приворотным зельем. Не в силах пережить несчастную любовь, она решается на такой шаг.
В облике старика, а также в растительности вокруг его избы мы видим что-то сказочное. Чувствуется влияние Васнецова. Поэтому мы можем предположить, что эта работа была создана до “Видения”.
Итак, внизу Вы найдёте правильный ответ.
Картина Михаила Нестерова. Слева: Поклон путнику. 1921. Тверская картинная галерея. Справа: За приворотным зельем. 1888. Радищевский музей в Саратове. Фото из книги С.В. Игнатенко “Нестеров”. Изд. “Diton”, 2012.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
10 комментариев к “Видение отроку Варфоломею. Почему это шедевр Нестерова”
Николай Д
Картина напомнила мне Шмелева “На поле Куликовом”. А вообще, рассматривая картины Нестерова, вспоминаешь повести и рассказы Мельникова-Печерского.
У Нестерова в пейзажах отсутствует воздух, но это нисколько не снижает впечатление от картин.
Если рассматривать технику (? Порядок работы? Это я имею в виду начатую, но незавершенную картину, здесь приведенную), то восприятие сюжета, идеи, его выстраивание у разных художников происходит по разному. Кто-то, выбрав сюжет, долго строит композицию, ищет цвета, рисует эскизы… А кто-то.. Знакомая художница рассказывала (давно это было), что после стресса, вызванного разводом с мужем, она подошла к мольберту, чтобы рисовать, а там… А там был пустой, чистый лист ватмана… Только по прошествии какого-то срока, когда она несколько “отошла, при подходе к листу ватмана, (картона, полотна…) она на нем снова видела готовое в красках изображение (в голове), которое переносилось реальными красками на основу. Ну, немного, конечно, корректировалось, но готовый, уже зрелый сюжет был в голове.
Николай, да, точно! Нестеров очень любил “На горах” и в “В лесах” Мельникова-Печерского. И даже написал картину “На горах” (там нижегородка стоит на вершине холма).
так замечательно, что в статье, на первый взгляд, об одной картине можно и получить историческую справку, и узнать больше как о самом авторе, так и его современниках! спасибо вам большое!!
Для меня эта работа какая-то неземная, наполненная сказочной атмосферой. Оно и не удивительно, ведь сюжет картины – это встреча двух миров – сказочного и реального. Меня больше всего привлекает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события картины.В нем есть какая-то умиротворенность, спокойствие. Я думаю, что художник неслучайно расположил деревья на картине. Вблизи Варфоломея располагается тоненькая березка как символ юности и беззащитности. Монах же расположе возле старого могучего дуба, олицетворяющего собой мудрость и величие.
Екатерина, да, согласна! Тонкая березка и столетний дуб. В этом Нестеров, на мой взгляд, перекликается с романтизмом Васнецова. Но еще есть лирика Левитана и Поленова.
Картина напомнила мне Шмелева “На поле Куликовом”.
А вообще, рассматривая картины Нестерова, вспоминаешь повести и рассказы Мельникова-Печерского.
У Нестерова в пейзажах отсутствует воздух, но это нисколько не снижает впечатление от картин.
Если рассматривать технику (? Порядок работы? Это я имею в виду начатую, но незавершенную картину, здесь приведенную), то восприятие сюжета, идеи, его выстраивание у разных художников происходит по разному.
Кто-то, выбрав сюжет, долго строит композицию, ищет цвета, рисует эскизы…
А кто-то..
Знакомая художница рассказывала (давно это было), что после стресса, вызванного разводом с мужем, она подошла к мольберту, чтобы рисовать, а там… А там был пустой, чистый лист ватмана…
Только по прошествии какого-то срока, когда она несколько “отошла, при подходе к листу ватмана, (картона, полотна…) она на нем снова видела готовое в красках изображение (в голове), которое переносилось реальными красками на основу. Ну, немного, конечно, корректировалось, но готовый, уже зрелый сюжет был в голове.
С уважением, Николай Д.
Николай, да, точно! Нестеров очень любил “На горах” и в “В лесах” Мельникова-Печерского. И даже написал картину “На горах” (там нижегородка стоит на вершине холма).
Замечательный рассказ о художнике и о создании картины-шедевра Некрасова.
Нелли, не читала этот рассказ. Спасибо за рекомендацию
так замечательно, что в статье, на первый взгляд, об одной картине можно и получить историческую справку, и узнать больше как о самом авторе, так и его современниках! спасибо вам большое!!
Пожалуйста! Да, конечно, очень важен контекст и влияние современников
Оксана, спасибо вам огромное за открытие мудрости и глубины этой картины.
Людмила, пожалуйста!
Для меня эта работа какая-то неземная, наполненная сказочной атмосферой. Оно и не удивительно, ведь сюжет картины – это встреча двух миров – сказочного и реального. Меня больше всего привлекает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события картины.В нем есть какая-то умиротворенность, спокойствие. Я думаю, что художник неслучайно расположил деревья на картине. Вблизи Варфоломея располагается тоненькая березка как символ юности и беззащитности. Монах же расположе возле старого могучего дуба, олицетворяющего собой мудрость и величие.
Екатерина, да, согласна! Тонкая березка и столетний дуб. В этом Нестеров, на мой взгляд, перекликается с романтизмом Васнецова. Но еще есть лирика Левитана и Поленова.