Введение Марии во храм. Описание картины Тинторетто

Введение Марии во храм. Описание картины Тинторетто
Тинторетто. Введение Марии во храм. Церковь Мадонна-дель-Орто, Венеция. Wikimedia Commons.

В этой картине ощущается древний мистический трепет. Величие и скрытый драматизм происходящего. Здесь нет радостного и по-детски непосредственного настроения трехлетней Марии.

На картине Тинторетто сгущаются тучи. А ноша, ожидаемая в будущем, уже незримо легла на плечи хрупкой девочки, преодолевающей многочисленные ступени иерусалимского Храма.

Фигура первосвященника огромна и архаична. Само пространство закручено спиралью ступеней и не дает ощущения покоя и гармонии. Все эти детали также подчеркивают драматизм.

Хотя композиция укладывается в треугольник, статичность нарушается: люди, стоящие слева, одеты слишком ярко, чтобы не привлекать к себе взгляды.

Ровная линия из человеческих тел, ведущая нас к вершине треугольника, утяжеляется от того, что за ней сгрудились еще несколько ярких “пятен”.

Введение Марии во храм. Описание картины Тинторетто

Так Тинторетто разбивает гармонию пространства, наполняя его беспокойными нотами. А колорит неба вкупе с серой тенью, легшей на ступени, почти ощутимо наполняет это пространство порывами прохладного ветра.

Очевидно, что Тинторетто овладел перспективой в совершенстве. Взят очень “трудный” ракурс: мы смотрим на ступени сбоку и одновременно видим все три плана. Такой ракурс позволяет ощутить значимость события и почувствовать себя сопричастным к нему.

Тем более, что картина “обрезана”: стопы старца и женщины на первом плане не уместились. Вот такой “импрессионизм” XVI века. Как будто мы, зрители, совсем рядом.

Каждый из наблюдателей проявляет любопытство по-разному: одни с вдохновенным прозрением, как старик на переднем плане. Он определенно осознал, что происходит что-то непостижимое и сверхъестественное. И зовет нас разделить с ним это чудо.

Кто-то отвлекся от беседы и еще не успел разжать сплетенных на груди рук, как этот рыжеволосый юноша слева. Оглянулся на минуточку, даже не понимая, что после этого он уже вряд ли вернется к прежней беседе. Скорее всего, сменит позу, а то и вовсе вскочит на ноги.

Кто-то открыл рот от удивления, кто-то — как женщина с девочкой на переднем плане — показывает на Марию рукой и делится своими эмоциями.

А вот другая пара женщины с ребенком будто расстроены, что не они идут вверх и не им раскрыл свои объятья священник.

Мария, главная героиня, находится на дальней плане. Но на нее направлены диагонали жестов двух женщин – спереди и сзади.

Если их продлить, то они соединятся именно на платье будущей Богоматери. Поэтому мы ее легко и быстро находим.

Введение Марии во храм. Описание картины Тинторетто

А еще обратите внимание на обелиск, исписанный древними письменами. Он тоже подчеркивает значимость этой маленькой фигуры. Как будто указывает, что именно благодаря смирению и вере Марии придет день, когда встретятся Ветхий и Новый Заветы.

Автор: Мария Ларина и Оксана Копенкина

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу