Ян Брейгель Старший (Бархатный). Самое главное о творчестве художника.

Портрет Яна Брейгеля Старшего

Яну как младшему сыну не достались кальки-шаблоны в наследство от знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего. Хотя в молодости он пытался копировать отца, видимо, с подачи старшего брата  Питера Брейгеля Младшего в его мастерской.

Но уже по этим копиям мы можем сказать, что это художник совсем другого склада.

"Ловушка для птиц" братьев Брейгелей
Слева: Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. Справа: Ян Брейгель Старший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. Начало XVI века. Частная коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Фото из личного архива.

Он создал «Ловушку для птиц» меньших размеров. Но несмотря на это, он делает ещё более реалистичными ветви деревьев. Ему лучше удалось передать атмосферу холодного дня. За счёт более естественных для пасмурного дня цветов. Ещё у него лучше проработана воздушная перспектива и ярче выражена иллюзия глубины.

Ян Брейгель Младший с самого начала заявлял о себе как о художнике с индивидуальным стилем. Он не хотел быть просто копиистом работ отца, как его старший брат Питер Брейгель Младший. Он хотел был великим художником. И в общем у него это получилось.

Он стремился работать на аристократию, чтобы его картины признавались избранными ценителями искусства. Дружил с Рубенсом. И даже создал с ним совместную картину. В общем по ней понятно, что изобразил Рубенс, а что сам Ян Брейгель Старший.

Рубенс и Брейгель. Эдемский сад
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Эдемский сад и грехопадение. 1615. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага. Wikimedia Commons.

Ян имел доступ к зоопаркам аристократов. Именно там он видел многих животных. И поэтому они у него нарисованы столь тонко и правдоподобно.

Ян Брейгель Старший. Обезьяний пир
Ян Брейгель Старший. Обезьяний пир. 1621. Коллекция Мауергауз. Фото из личного архива.

Почему столько обезьян? До нас дошло древнегреческое высказывание, что искусство — это обезьяна природы. Поэтому голландские и фламандские художники так любили изображать обезьян. В том числе и потому что с их помощью легко показать грехи людей. Так сказать, опосредованно.

Вот и в своей работе Ян Брейгель Старший передаёт неумеренность в еде, праздность и суетливость людей через обезьяний образ.

Ещё мастер был частым посетителем оранжерей своих заказчиков. Он мог наблюдать, как цветут разные растения в разные времена года и «собирать» их в один букет. И писал он их столь изящно и реалистично, что прославился. А заодно получил своё прозвище-приставку к имени «Бархатный» или «Цветочный».

Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном сосуде.
Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном сосуде. 1607. Музей изящных искусств в Австрии. Wikimedia Commons.

Да, ему удалось создать тренд, буквально воплотив в жизнь слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии от созерцания нарисованного цветка. По его словам, преклонение перед мудростью природы соединяется в этом случае с восхищением мастерством художника. Да, в случае с Яном Брейгелем Старшим это прямо в точку.

Ян Брейгель Старший. Венский букет ирисов
Ян Брейгель Старший. Венский букет ирисов. 1607. Музей истории искусств в Вене. Yanbreugel.net.

Его букеты получались столь невероятными, что тренд подхватили другие художники. И до сих пор нидерландская живопись порой ассоциируется именно с такими натюрмортами.

Ссылка на бесплатный курс

Ян Брейгель Старший внёс весомый вклад в развитие голландской и фламандской живописи. Наряду с его братом Питером Брейгелем Младшим (Адским). Оба — сыновья великого Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).

Все трое заложили невероятный фундамент, на котором впоследствии работало несколько поколений художников. Чтобы окончательно разобраться в особенностях их творчества, рекомендую почитать следующие статьи:

Картины Питера Брейгеля Старшего. Самые известные шедевры мастера

Питер Брейгель Младший. Копиист или великий художник?

Также Вы можете почитать о голландских художниках: о поколении тех, кто учился у невероятного семейства Брейгелей:

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

PS. Главная иллюстрация: Питер Пауль Рубенс. Портрет Яна Брейгеля Старшего и его семьи (фрагмент). 1613. Художественная школа Кортолд, Университет Лондона. Musei-Mira.com

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

English version

4 комментария к “Ян Брейгель Старший (Бархатный). Самое главное о творчестве художника.”

  1. Екатерина

    Ян Брейгель Старший – достойный продолжатель известной фамилии – и по количеству работ, и по успешности, и по непревзойденности в исполнении цветочных натюрмортов. Он довольно разноплановый художник, работавший в разных жанрах. Ведь он знаменит не только своими пейзажами и натюрмортами, он работал и в историческом жанре. Известны его работы на мифологические темы, аллегории огня, зрения, обоняния, вкуса, слуха. Мастер работал много и плодотворно, и сейчас брейгелевские работы выставлены в музеях разных стран по всему миру.

  2. Аноним

    Оксана Копенкина, вот выражения ваши из вашей статьи: создать тренд… еще: лучше проработана воздушная перспектива…еще: ярче выражена иллюзия глубины… еще: заложили невероятный фундамент… Это все только из одной этой вашей “статьи”. Вы серьезно!? Вы претендуете на образованного знатока искусства? Этому вас учили? За каким углом вы обучались искусствоведению?

    1. Оксана Копенкина

      Ваша критика неубедительна. Видимо что-то у Вас так внутри болит, что самоутверждение за счет оскорбления и принижения другого Вы чувствуете временное облегчение. Сочувствую.

Добавить комментарий