Яну как младшему сыну не достались кальки-шаблоны в наследство от знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего. Хотя в молодости он пытался копировать отца, видимо, с подачи старшего брата Питера Брейгеля Младшего в его мастерской.
Но уже по этим копиям мы можем сказать, что это художник совсем другого склада.

Он создал «Ловушку для птиц» меньших размеров. Но несмотря на это, он делает ещё более реалистичными ветви деревьев. Ему лучше удалось передать атмосферу холодного дня. За счёт более естественных для пасмурного дня цветов. Ещё у него лучше проработана воздушная перспектива и ярче выражена иллюзия глубины.
Ян Брейгель Младший с самого начала заявлял о себе как о художнике с индивидуальным стилем. Он не хотел быть просто копиистом работ отца, как его старший брат Питер Брейгель Младший. Он хотел был великим художником. И в общем у него это получилось.
Он стремился работать на аристократию, чтобы его картины признавались избранными ценителями искусства. Дружил с Рубенсом. И даже создал с ним совместную картину. В общем по ней понятно, что изобразил Рубенс, а что сам Ян Брейгель Старший.

Ян имел доступ к зоопаркам аристократов. Именно там он видел многих животных. И поэтому они у него нарисованы столь тонко и правдоподобно.

Почему столько обезьян? До нас дошло древнегреческое высказывание, что искусство — это обезьяна природы. Поэтому голландские и фламандские художники так любили изображать обезьян. В том числе и потому что с их помощью легко показать грехи людей. Так сказать, опосредованно.
Вот и в своей работе Ян Брейгель Старший передаёт неумеренность в еде, праздность и суетливость людей через обезьяний образ.
Ещё мастер был частым посетителем оранжерей своих заказчиков. Он мог наблюдать, как цветут разные растения в разные времена года и «собирать» их в один букет. И писал он их столь изящно и реалистично, что прославился. А заодно получил своё прозвище-приставку к имени «Бархатный» или «Цветочный».

Да, ему удалось создать тренд, буквально воплотив в жизнь слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии от созерцания нарисованного цветка. По его словам, преклонение перед мудростью природы соединяется в этом случае с восхищением мастерством художника. Да, в случае с Яном Брейгелем Старшим это прямо в точку.

Его букеты получались столь невероятными, что тренд подхватили другие художники. И до сих пор нидерландская живопись порой ассоциируется именно с такими натюрмортами.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Ян Брейгель Старший внёс весомый вклад в развитие голландской и фламандской живописи. Наряду с его братом Питером Брейгелем Младшим (Адским). Оба — сыновья великого Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).
Все трое заложили невероятный фундамент, на котором впоследствии работало несколько поколений художников. Чтобы окончательно разобраться в особенностях их творчества, рекомендую почитать следующие статьи:
Картины Питера Брейгеля Старшего. Самые известные шедевры мастера
Питер Брейгель Младший. Копиист или великий художник?
Также Вы можете почитать о голландских художниках: о поколении тех, кто учился у невероятного семейства Брейгелей:
Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов
PS. Главная иллюстрация: Питер Пауль Рубенс. Портрет Яна Брейгеля Старшего и его семьи (фрагмент). 1613. Художественная школа Кортолд, Университет Лондона. Musei-Mira.com
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
«Ян Брейгель Старший (Бархатный)»
«Яну как младшему сыну»
«отца Питера Брейгеля Старшего»
«с подачи старшего брата Питера Брейгеля Младшего»
«Слева: Питер Брейгель Младший Справа: Ян Брейгель Старший».
«Ян Брейгель Младший с самого начала заявлял о себе как о художнике с индивидуальным стилем. Он не хотел быть просто копиистом работ отца, как его старший брат Питер Брейгель Младший».
«что изобразил Рубенс, а что сам Ян Брейгель Старший»
«Ян Брейгель Старший» тут же «Ян Брейгель Младший», опять «Ян Брейгель Старший» – Так сколько их в итоге этих Янов Брейгелев и Питеров Брейгелев?
Елена, да, в этом семействе сложно не запутаться). Глава династии – Питер Брейгель Старший. У него было два сына: Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший (хотя это был младший ребенок в семье, но так как у него впоследствии был сын с тем же именем, то стал он зваться Старшим). Итак, у Яна Брейгеля Старшего был сын Ян Брейгель Младший (то есть внук Питера Брейгеля Старшего).
Оксана Копенкина, вот выражения ваши из вашей статьи: создать тренд… еще: лучше проработана воздушная перспектива…еще: ярче выражена иллюзия глубины… еще: заложили невероятный фундамент… Это все только из одной этой вашей “статьи”. Вы серьезно!? Вы претендуете на образованного знатока искусства? Этому вас учили? За каким углом вы обучались искусствоведению?
Ваша критика неубедительна. Видимо что-то у Вас так внутри болит, что самоутверждение за счет оскорбления и принижения другого Вы чувствуете временное облегчение. Сочувствую.
Ян Брейгель Старший – достойный продолжатель известной фамилии – и по количеству работ, и по успешности, и по непревзойденности в исполнении цветочных натюрмортов. Он довольно разноплановый художник, работавший в разных жанрах. Ведь он знаменит не только своими пейзажами и натюрмортами, он работал и в историческом жанре. Известны его работы на мифологические темы, аллегории огня, зрения, обоняния, вкуса, слуха. Мастер работал много и плодотворно, и сейчас брейгелевские работы выставлены в музеях разных стран по всему миру.
Екатерина, спасибо за дополнение!