
Картина «Цирк» очень необычна. Ведь она написана с помощью точек. К тому же Сера использовал всего 3 основных цвета и нескольких дополнительных цветов.
Дело в том, что Сера решил привнести в живопись науку. Он опирался на теорию оптического смешения. Она гласит, что размещенные рядом чистые цвета смешиваются уже в глазу зрителя. То есть их не нужно смешивать на палитре.
Такой способ живописи называется пуантилизм (от фр. слова пуант — точка).
Обратите внимание, что люди на картине «Цирк» скорее похожи на кукол.
Это не из-за того, что они изображены с помощью точек. Сера сознательно упрощал лица и фигуры. Так он создавал вневременные образы. Как это делали египтяне, изображая человека очень схематично.
Когда нужно было, Сера мог нарисовать человека вполне «живого». Даже точками.

Сера умер в 32 года от дифтерии. Неожиданно. Он так и не успел завершить свой «Цирк».
Пуантилизм, который изобрел Сера, просуществовал недолго. Последователей у художника почти не было.
Разве что импрессионист Камиль Писсарро на несколько лет увлёкся пуантилизмом. Но потом вновь вернулся к импрессионизму.

Также последователем Сера считается Поль Синьяк. Хотя это не совсем так. Он брал лишь стилистику художника. Создавал картины с помощью точек (вернее мазков, похожих на крупные точки).
Но! При этом использовал любые оттенки, а не 3 основных цвета, как Жорж Сера.
Основной принцип о смешении цветов он нарушал. То есть просто пользовался оригинальной эстетикой пуантилизма.
Что ж, получалось и правда очень красиво.

Жорж Сера был гением. Ведь он смог заглянуть в будущее! Его живописный метод удивительным образом воплотился через много лет в… телевизионной передаче изображения.
Именно разноцветные точки, пиксели, и составляют картинку не только телевизора, но и любого нашего гаджета.
Заглядывая в смартфон, теперь Вы, возможно, будете вспоминать Жоржа Сера и его «Цирк».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.